Home Table of Contents

 

Introduction to Cell Transplantation

Translated by Maria Zhukova

Sponsor: Institute of Spinal Cord Injury, Iceland

 

 

CELL TRANSPLANTATION

Эта область в настоящее время быстро развивается и является одним из наиболее перспективных обещаний будущего. В связи с этим, некоторый материал устаревает довольно быстро, но, тем не менее, предоставляет читателю практический обзор различных программ клеточной трансплантации, появляющихся в мире. Размер раздела не свидетельствует о значимости материала, а лишь отражает авторский подход к информации. Список программ не является всеохватывающим.

Несомненно, некоторые из процедур относительно безобидны, а некоторые предполагают значительный риск. Соответственно, каждый, кто думает о проведении той или иной процедуры, должен тщательно взвесить потенциальную пользу  и оценить возможный риск, как правило, не слишком четко определенный, применительно к своему конкретному случаю и с позиции собственных приоритетов. Многие из этих программ были изначально разработаны исключительно из альтруистических побуждений, тогда как некоторые имеют экономические стимулы, что характерно практически для всех биотехнологических и фармацевтических компаний. Однако подобная экономическая мотивация не обязательно носит отрицательный характер, если мы действительно хотим увидеть методы лечения ТСМ сегодня вне научно-академической среды. Тем не менее, caveat emptor!!*

Introduction

Введение

Прежде чем начать обсуждение отдельных процедур трансплантации, необходимо представить краткий обзор различных типов клеток и процедур, входящих в программы клеточной трансплантации, которые направлены на восстановление ряда функций после ТСМ. Читателям, желающим получить, более подробную информацию, можно порекомендовать следующие книги: Stem Cell Now (Стволовые клетки сейчас) и Human Embryonic Stem Cells (Эмбриональные стволовые клетки человека).

Olfactory Tissue/Cells

Обонятельная ткань/клетки: Поскольку обонятельная ткань подвергается воздействию воздуха, которым мы дышим, она содержит клетки, обладающие значительным потенциалом к обновлению, включая обновляемые нейроны, прогениторные стволовые клетки и клетки обонятельной выстилки (КОВ). Уникальная природа этой ткани и ее потенциал, катализирующий регенерацию, в настоящее время изучается в свете использования для лечения различных неврологических заболеваний помимо ТСМ, а именно, таких как болезнь Паркинсона и боковой амиотрофический склероз.

При трансплантации в поврежденный спинной мозг, КОВ потенциально стимулируют регенерацию аксонов секрецией изолирующих миелиновых оболочек вокруг растущих и поврежденных аксонов, выделяя факторы роста, а также структурные и матричные макромолекулы, которые прокладывают путь для растущих аксонов.

Stem Cells

Стволовые клетки: Вкратце, стволовые клетки это клетки-предшественники, или прогениторные клетки, которые обладают способностью трансформироваться в широкий спектр тканей. Хотя, как правило, их дихотомически подразделяют либо на эмбриональные клетки, либо взрослые, они на самом деле, представляют собой континуум типов клеток, который может трансформироваться в конечный продукт ткань.

Например, по мере развития нашей центральной нервной системы (ЦНС), эмбриональные стволовые клетки развиваются в более специализированные тканеспецифичные нейральные стволовые клетки. В свою очередь, эти тканеспецифичные клетки могут дифференцироваться на  нейронально или глиально рестриктированные клетки-предшественники, при этом первые обладают потенциалом трансформироваться в нейроны, а последние в клетки, именуемые олигодендроцитами и астроцитами.

Омнипотентные эмбриональные клетки обладают наибольшей способностью дифференцироваться на широкий спектр клеточных типов, хотя задать нужное направление их дифференциации довольно сложно. Взрослые стволовые клетки находятся в большинстве тканей, включая, например, ЦНС, костный мозг, кожу, тонкий кишечник, печень, мышцы, волосяные луковицы, и даже зубы. Иногда их экспрессия интенсивна, как например, постоянное пополнение запасов клеток крови костным мозгом; в других тканях они неактивны и нуждаются в дополнительном воздействии для активации.

Хотя взрослые стволовые клетки обычно дифференцируются на специализированные клетки, связанные с первичной тканью, при наличии определенных сигналов, они также могут трансформироваться в клетки других тканей. Например, при определенных обстоятельствах, стволовые клетки костного мозга могут дифференцироваться на нервные клетки, и, действительно используются в ряде трансплантационных программ при ТСМ. Более того, исследования свидетельствуют о том, что взрослые стволовые клетки могут быть перепрограммированы обратно, в более эмбриональное состояние. Помимо всего вышесказанного, хотя мы и выделили терапевтический потенциал стволовых клеток, при получении неправильных сигналов, клетки могут стать и причиной физиологических нарушений, в частности, вызывая, например, рак.

Embryonic Stem Cell (ESC) Isolation

Изоляция эмбриональных стволовых клеток (ЭСК): После оплодотворения яйца, формируется эмбрион, который затем делится на двухклеточный эмбрион. В книге Стволовые клетки сейчас, автор Кристофер Скотт сравнивает процесс деления с разделением ножом мыльного пузыря, тем самым, создавая два меньших пузыря с общим объемом в пределах первого. Разрезав еще раз, мы получаем четыре пузыря, или четырехклеточный эмбрион. Это деление продолжается, успешно создавая 8, 16, 32, 64, 128-клеточный эмбрион, при этом общий объем сохраняется прежним.

С четвертого по шестой день, клетки выстраиваются в два ряда: внешний слой, который разовьется в плацентарную и амниотическую ткани, и  еще несколько десятков клеток, так называемую внутреннюю клеточную массу (ВКМ), которая в будущем превратится во все остальное. Теперь эмбрион, именуемый бластоцистой, имеет примерно 0.1-мм в поперечнике, или размер с точку в конце этого предложения.

По мере того, как клетки делятся, они все больше теряют свои омнипотентные свойства. Примерно через две недели, клетки ВКМ начинают выстраиваться в три особых слоя, которые становятся различными тканями:1) эктодермальный слой (развивается в нервы, кожу и т.д.), 2) мезодермальный слой (становится кровью, мышцами, костями и т. д.), и 3) эндодермальный (дифференцируется на кишечник, печень, поджелудочную железу, мочевой пузырь и т.д.).

Чтобы получить ЭСК, клетки ВКМ изолируются до того, как они начнут превращаться в эти новые слои, и выращиваются в культуре. Технология культивирования появилась совсем недавно и требует очень сложной методологии и умений. Например, чтобы обеспечить клеткам питательные вещества и специальную систему сигналов, чтобы избежать дальнейшей дифференциации, ученым приходилось их выращивать на слое клеток животных.

Schwann Cells

Шванновские клетки: Эти клетки ответственны за ремиелинизацию аксонов периферической нервной системе, которой, в отличие от ЦНС, обладает значительным регенеративным потенциалом. В течение многих лет ученые пытались использовать потенциал этих клеток для того, чтобы воспроизвести аналогичное регенеративное воздействие при введении в поврежденный спинной мозг.

Cell Source

Источник клеток: Клетки, пригодные для трансплантации, можно получить у самого пациента (аутологичные); у генетически отличных индивидуумов, эмбрионов, или из пуповинной крови (аллогенные); или у других видов (ксеногенные). Все три типа использовались для трансплантации в попытке восстановить функцию после ТСМ. Поскольку аутологичная ткань взята у самого пациента, иммунное отторжение отсутствует. Недифференцированная природа эмбриональных, и, в меньшей степени, клеток пуповинной крови, также минимизирует отторжение. В целом клетки отбираются исходя из легкости их изолирования, как например, концентрированные клетки крови, а, не основываясь на их регенеративном потенциале или теоретически оптимальном источнике.

Site of Transplantation

Место трансплантации: Донорские клетки пересаживаются пациенту различными методами, включая введение в спинной мозг или спинномозговую жидкость, внутривенное введение, или внутримышечное. Конечно, проще и безопасней ввести клетки в мышцы, кровь или спинномозговую жидкость, чем добираться до спинного мозга хирургическим способом, что, однако, может быть и не так эффективно. Остается множество неясных деталей, например, достигают ли клетки, трансплантированные этими разнообразными способами, места повреждения и оказывают ли они какое-либо положительное воздействие. Хотя необходимо  еще большее количество исследований, ученые начали изучать судьбу трансплантированных клеток на моделях ТСМ у животных.

Например, чешские ученые разрабатывают процедуры с использованием магнитно-резонансной томографии. Кратко, суть заключается в следующем: очень маленькие магнитные частицы оксида железа прикрепляются к стволовым клеткам, которые таким образом становятся видимыми на МРТ, и появляется возможность проследить за ними после трансплантации. Общая цель исследования заключается в определении времени миграции к месту повреждения и срока, в течение которого клетки там находятся. Подобная информация помогает нам определить оптимальные сроки для трансплантации, необходимое количество клеток и оптимальный способ введения.

Или же другой пример: международная команда ученых использовала магнитно-резонансные методы исследования для оценки миграции клеток обонятельной выстилки носа, помеченных оксидом железа, которые вводились крысам в спинной мозг. Маркированные КОВ можно наблюдать в спинном мозге, по крайней мере, в течение двух месяцев после трансплантации. Хотя в здоровом спинном мозге наблюдалась экстенсивная миграция трансплантированных клеток в обоих направлениях, клетки оказались неспособны пересечь рубец в поврежденном спинном мозге.

Age & Level of Injury

Возраст и уровень травмы: На эффективность лечения стволовыми клетками могут влиять и другие факторы, включая и возраст, и уровень травмы. Как продемонстрировали британские ученые, именно это и происходит в случае использования стволовых клеток костного мозга, которые трансплантируются в ряде программ по лечению ТСМ. В этом исследовании костный мозг был изолирован из подвздошного гребня (т.е. области таза) доноров с ТСМ и прокультивирован. Возраст доноров варьировался от 23 до 66 лет, у всех была полная травма, полученная в период от 5 месяцев до 23 лет на момент забора костного мозга. Несмотря на ограниченный размер образца, рост стволовых клеток в культуре был выше, если клетки были забраны у более молодых пациентов, и у пациентов с шейным уровнем травмы.

Д-р Карлос Лима, занимающийся трансплантацией обонятельной ткани, содержащей стволовые клетки, не принимает пациентов старше 40 лет из-за снижения регенеративного потенциала этой ткани с возрастом.

 

TOP

Home Table of Contents

 

Introduction to Cell Transplantation

Laurance Johnston, Ph.D.

Sponsor: Institute of Spinal Cord Injury, Iceland

 

 

Before discussing specific transplantation procedures, we need to briefly summarize the therapeutic potential of various cells or tissues that are being incorporated into cell-transplantation programs designed to restore some function after SCI. For readers desiring more in-depth information, the following books are recommended: Stem Cell Now (Scott CT. Pi Press; 2006), and  Human Embryonic Stem Cells (Kiessling AA, Anderson SC. Jones and Bartlett Publishers, 2007).

Olfactory Tissue/Cells

Because olfactory tissue is exposed to the air we breathe, it contains cells with considerable turnover potential, including renewable neurons, progenitor stem cells (below), and olfactory ensheathing cells (OECs). Because of the unique nature of this tissue, its regeneration-catalyzing potential is being examined for a variety of neurological disorders, including in addition to SCI, Parkinsonís disease and ALS (amyotrophic lateral sclerosis).

When transplanted into the injured spinal cord, OECs potentially promote axonal regeneration by producing insulating myelin sheaths around both growing and damaged axons, secreting growth factors, and generating structural and matrix macromolecules that lay the tracks for axonal elongation.

Stem Cells

Briefly, stem cells are precursor or progenitor cells that have the potential to transform into a wide variety of tissue. Although often dichotomously categorized as either embryonic or adult, they actually represent a continuum of cell types that can transform into our end-product tissue.

For example, as our central nervous system (CNS) develops, embryonic stem cells generate more specialized tissue-specific neural stem cells. In turn, these tissue-specific stem cells can differentiate into neuron- or glial-restricted precursor cells, the former with the potential to generate neurons and the latter into CNS support cells called oligodendrocytes and astrocytes.

Stem-Cell Differentiation (From Stem Cell Now, CH Scott, 2005)

Omnipotent embryonic stem cells have the greatest potential to differentiate into a wide range of cell types, although it has been difficult to steer them in the desired direction. Adult stem cells are found in most tissues, including, for example, CNS, bone marrow, skin, intestine, liver, muscle, hair follicles, and even teeth. Sometimes, they are robustly expressed, such as the bone-marrowís ongoing production of blood-cell-replenishing stem cells; in other tissue, they are quiescent and need to be coaxed into action.

Although adult stem cells usually differentiate into the specialized cells connected with the originating tissue, when certain cues are provided, they can transform into cells associated with other tissue. For example, under appropriate circumstances, bone-marrow-derived stem cells can differentiate into nerve cells and, indeed, are being used in several SCI-transplantation programs. Furthermore, studies suggest that adult stem cells can reprogram back into a more embryonic state. Finally, although we have emphasized their therapeutic potential, given the wrong cues, stem cells can turn into physiological troublemakers, causing, for example, cancer.

Embryonic Stem Cell Isolation

Basically, after an egg is fertilized, an embryo is formed, which then splits into a two-cell embryo. In Stem Cell Now, author Christopher Scott compares the process to dividing a soap bubble with a knife, creating two smaller bubbles within the confines of the original. Cut again, and it becomes four bubbles or a four-cell embryo. This division goes on, successively creating 8, 16, 32, 64, 128-cell embryo, the total volume changing little.

Embryo Cleavage (From Stem Cell Now, CH Scott, 2005)

Between four and six days, the cells rearrange into two layers: an outer layer which will develop into placental and amniotic tissue and a few dozen cells called the inner-cell mass (ICM) which turns into everything else. Now labeled a blastocyst, the embryo is about 0.1-mm across or the size of the period at the end of this sentence.

Blastocyst & Inner Cell Mass (From Stem Cell Now, CH Scott, 2005)

As the cells continue to develop, they increasingly lose their omnipotent nature. After about two weeks, the ICM cells start to organize into three specific layers that become our various tissues: 1) ectodermal layer (developing into nerve, skin, etc), 2) mesodermal (turning into blood, muscle, bone, etc), and 3) endodermal (differentiating into the gut, liver, pancreas, bladder, etc.).

To obtain ESC, the ICM cells are isolated before they start turning into these layers, and grown in culture. The culturing technology has only recently emerged and requires sophisticated methodology and skill. For example, scientists have had to grow the cells on a layer of animal cells to provide nutrients and the signals needed to keep the cells from further differentiating.

Schwann Cells

Schwann cells are responsible for remyelinating axons in the peripheral nervous system, which, unlike the CNS, has considerable inherent regenerative potential. Over the years there has been much speculation on the potential of these cells to exert similar, regenerative effects when introduced into the injured spinal cord.

Cell Source

Transplantable cells can be obtained from the patient (autologous); genetically different individuals, embryos, or umbilical cords (allogeneic); or different species (xenogeneic). All three types have been transplanted in an effort to restore function after SCI. Because autologous tissue is from the patient, there is no immunological rejection. The undifferentiated nature of embryonic and, to a lesser degree, umbilical cells also minimizes rejection. Overall, cells are not selected based on the theoretical best source or regenerative potential but their isolation ease, such as concentrating blood stem cells.

Site of Transplantation

Donor cells are transplanted back into the patient by a variety of routes, including into the spinal cord or surrounding fluid, intravenously, or intramuscularly. Clearly, itís easier and safer to inject cells into a muscle, blood, or spinal fluid than surgically accessing the spinal cord, albeit perhaps not as effective. Many devil-is-in-the-details questions remain whether the cells transplanted by these divergent routes actually reach the injury site to exert any significant benefit. Although more studies are needed, investigators are beginning to study the fate of transplanted cells in animal models of SCI.

For example, Czech scientists are developing procedures using magnetic resonance imaging (MRI). Basically, with these procedures, very small magnetic iron-oxide particles are attached to the stem cells, making them visible by MRI, and, in turn, allowing them to be followed to some degree after transplantation. The overall research goal is to determine the time course of migration to the injury site and how long the cells persist there.  With such information, we can better understand the optimal time frame for transplantation, the number of cells needed, and the best route of administration. 

In another example, an international team of scientists have used magnetic-imaging procedures to assess the migration of iron-oxide-labeled olfactory ensheathing cells that have been transplanted into the rat spinal cord. The labeled OECs could be observed in the spinal cord for at least two months after transplantation. Although extensive migration of transplanted OECs in both directions was observed in the normal spinal cord, the cells were unable to migrate through the injury-site scar of a transected spinal cord.

The issue was further studied by Japanese scientists in mice experimentally injured at the thoracic T10 level. Mouse-derived neural stem cells, which were labeled with a bioluminescent agent allowing later detection, were transplanted into the injured animals by three different routes: 1) into the spinal-cord injury site, 2) into the intrathecal space surrounding the cord, and 3) intravenous administration. Six weeks later, the location and number of surviving cells were assessed. When the cells were injected directly into the injury site, 10% of them survived, including cells remaining at the injury site. In the case of the intrathecally transplanted cells, although some did, indeed, migrated to the injury site, only a miniscule 0.3 % cumulatively survived after six weeks. Finally, no intravenously transplanted cells were detected at the injury site. However, considerable luminescence showed up in the chest, suggesting pulmonary embolism (a blockage of the lungís pulmonary artery). One third of the mice died immediately after the intravenous transplantation. The investigators concluded that implanting the stem cells directly into the injury site was the most effective and feasible transplantation method.

As a part of related research described later, Drs. Fernando Callera and Claudio de Melo (Brazil) examined the deposition of autologous (i.e., isolated from the patient), magnetically labeled, bone-marrow-derived stem cells transplanted into 10 patients. Age ranged from 21 to 45, and the duration since injury varied from 2 to 13 years. Stem-cell-rich bone marrow was aspirated from the iliac crest of the patientís pelvic bone, and the stem cells isolated and labeled with magnetic nanoparticles. Five hours after aspiration, these magnetically labeled cells were implanted into the patientís spinal canal by lumbar puncture. In five of the ten patients, 20-day post-transplantation MRI assessments (i.e., magnetic resonance imaging) indicated that the labeled stem cells had migrated to the injury site but nowhere else in the central nervous system. In a control group of six individuals with SCI who got an injection of just the magnetic beads without stem cells, no lighted up areas were observed at the injury site. The study demonstrates that at least some of stem cells transplanted by this method truly migrate to the injury site.  

Age & Level of Injury

Other factors that may influence stem-cell therapeutic effectiveness include age and level of injury. As shown by UK researchers, this seems to be the case for bone-marrow stem cells, which have been transplanted in a number of SCI-related programs. In this study, bone marrow was isolated from iliac crest (i.e., an area of the pelvis) of donors with SCI and grown in culture. Donor age ranged from 23-66 years, and all had complete injuries sustained five months to 23 years before the bone-marrow tissue was collected. Although a limited sample size, stem-cell growth in culture was greater when the cells were isolated from younger patients and those with cervical injuries.

Dr. Carlos Lima, who developed procedures for transplanting stem-cell containing olfactory tissue into the injured cord, will not accept patients older than 40 due to the diminution of regenerative potency in this tissue with age.

 

TOP